[На главную] [Написать письмо]
  • Власти Москвы увеличили субсидии малому и среднему бизнесу

  • В единый день голосования на выборы могут прийти 46 миллионов россиян

  • В Петербурге прошла встреча Владимира Путина с главой Ирака


  • Телефон в Москве:
    8-(499)-763-3687


    ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
    связи с избирателями
    Координационного Совета НПО
    "По защите избирательных прав граждан"
    Многоканальный телефон
    8-800-505-4721
    (звонок бесплатный)
    Многоканальный телефон
    В Москве
    (495) 978-52-08

    Отчет Ростовского регионального отделения общественного комитета "За честные выборы!"

    Отчет Ростовского регионального отделения общественного комитета "За честные выборы!"

    Отчет Ростовского регионального отделения общественного комитета "За честные выборы!" о мониторинге обеспечения избирательных прав граждан Российской Федерации на выборах Губернатора Ростовской области, депутатов представительных органов муниципальных образований Ростовской области 13 сентября 2015 года

    Ростовское региональное отделение общественного комитета "За честные выборы!", проанализировав работу своих многочисленных наблюдателей, результаты работы "горячей линии" и интернет-сайта, других правозащитных организаций пришло к следующим основным выводам.
    Избирательная кампания в Ростовской области характеризовалась массовым общественным контролем и объективным и всесторонним освещением в средствах массовой информации всех стадий избирательного процесса, что позволило обеспечить высокий уровень прозрачности всех избирательных процедур и осведомленности избирателей. Она прошла без серьезных системных нарушений, а избирательные комиссии приложили достаточные усилия для обеспечения избирательных прав граждан Российской Федерации. При этом кандидатам и политическим партиям, которые будут выдвигать заявления о том, что избирательная кампания в Ростовской области изобиловала многочисленными нарушениями, необходимо помнить о том, что они должны предоставить неопровержимые доказательства данных нарушений, подкрепленные конкретными юридическими фактами.
    Обеспечение реализации широкого общественного контроля было осуществлено, в том числе и благодаря координации усилий Регионального отделения Комитета "За честные выборы" со многими другими региональными правозащитными структурами - "Лигой избирателей-Ростов", Объединением избирателей Дона, общественной организацией Голос". Практика объединения усилий, применяемая уже в течение трех лет, показала свою несомненную результативность и эффективность, что позволяет сделать вывод о целесообразности ее расширения.
    В единый день голосования 13 сентября 2015 года в Ростовской области состоялись выборы Губернатора Ростовской области, а также депутатов представительных органов муниципальных образований Ростовской области, в частности, депутатов городских Дум восьми городских округов (Ростов-на-Дону, Волгодонск, Донецк, Гуково, Зверево, Новочеркасск, Шахты), Собрания депутатов Куйбышевского сельского поселения и дополнительные выборы депутатов некоторых представительных органов муниципальных образований.
    В связи с осуществлением подготовки и проведения выборов разного уровня законодательная база деятельности всех субъектов избирательного процесса была достаточно обширна и включала нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровня, в том числе Конституцию РФ, Федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О политических партиях", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Кодекс об административных правонарушениях, а также региональное избирательное законодательство, в частности, Устав Ростовской области, Областной закон "О выборах Губернатора Ростовской области", Областной закон "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области", другие. Кроме того, обязательными являлись постановления, распоряжения, инструкции и решения избирательных комиссий всех уровней.

    1.Подготовка и организация выборов
    При оценке подготовки и организации выборов следует отметить довольно высокий уровень организационной работы избирательных комиссий Ростовской области с целью улучшения обеспечения избирательных прав граждан, в частности, уровня информирования избирателей, подготовки помещений для голосования, в том числе и с учетом интересов тех категорий граждан, голосование которых затруднено в силу их физических недостатков, использования технических средств организации процесса голосования и подсчета голосов.
    18 мая 2015 года Избирательная комиссия подписала Соглашение о долгосрочном взаимодействии со всеми обществами инвалидов Ростовской области. Помимо обеспечения всех избирательных участков техническими средствами для голосования инвалидов, впервые 13 сентября на выборах были задействованы молодежные волонтерские организации, задачей членов которых было оказание содействия лицам с ограниченными возможностями в реализации их права на участие в выборах.
    Высоко следует оценить работу Избирательной комиссии Ростовской области и общественных организаций по подготовке общественных наблюдателей. Избирательная Комиссия Ростовской области совместно с общественными правозащитными организациями и представителями научного сообщества организовала обучение общественных наблюдателей. Сертификаты были вручены 200 участникам проекта, 20 человек, показавшие отличные результаты на тестировании, дополнительно прослушали курс по специальности "организатор общественного контроля на избирательном участке". Двухуровневая система обучения включала в себя обширный тематический курс, который был рассчитан на 48 часов лекционного материала. Он состоял из трех вебинаров и двух дней очной начитки лекционного материала. Лекции и практические занятия провели преподаватели ростовских ВУЗов, работники аппарата комиссии, ростовские общественники и правозащитники области, которые уделили особое внимание проблемам обеспечения контроля списков избирателей, прав избирателей с ограниченными возможностями, а так же престарелых избирателей, правильности заполнения реестров для голосования вне помещения избирательных участков, а также ряду других наиболее важных вопросов.
    Особое внимание на выборах было уделено обеспечению общественного порядка, охраны избирательных участков, приведения в состояние круглосуточной готовности противопожарной, медицинской, аварийно-спасательной служб и аварийных бригад жилищно-коммунального хозяйства для реагирования на возможное возникновение нештатных ситуаций.
    28 августа 2015 года рабочая группа представителей правозащитных организаций, в том числе Комитета "За честные выборы", "Ассоциации юристов России" и "Корпуса наблюдателей", предприняла инспекционную поездку по 14 участковым избирательным комиссиям города Ростова, целью которое являлось превентивное осуществление общественного контроля за техническим оснащением помещений для голосования, наличием информационных материалов о кандидатах, партиях и членах комиссий и зонированием помещений для голосований.
    Стадия подготовки списков избирателей на территории Ростовской области характеризовалась достаточными усилиями со стороны избирательных комиссий Ростовской области, направленными на соблюдение прав и свобод граждан Российской Федерации. Избирательные кампании предыдущих лет показали, что Ростовская область характеризуется достаточно высоким уровнем достоверности списков избирателей, что было подтверждено небольшим процентом избирателей, включённых в списки дополнительно.
    Избирательной комиссией Ростовской области осуществлялись многочисленные мероприятия, направленные на гарантирование информационного обеспечения выборов, повышения электоральной грамотности избирателей, а также снижения уровня абсентеизма: были проведены различные конкурсы, презентован электронный образовательный ресурс для избирателей и наблюдателей на тему "Выборы губернатора 13 сентября 2015 года", с помощью которого пользователь в доступной интерактивной форме смог ознакомиться с законодательством о выборах, посмотреть мультимедийный материал и пройти тест на знания по избирательному праву и процессу.
    В конкурсе среди впервые голосующих - конкурс селфи #ВыборМолодежи - приняли участие более 1000 впервые голосующих, 70 тысяч лайков собрали селфи конкурсантов, 15 тысяч репостов в крупнейших социальных сетях рунета.
    23 июля 2015 года начала работу "Горячая линия связи с избирателями Избирательной комиссии Ростовской области", на которую избиратели Ростовской области могли обратиться в случае обнаружения нарушений. Также в период избирательной кампании работала "горячая линия" связи с избирателями Ростовского отделения комитета "За честные выборы", которая является дополнительным способом защиты прав и свобод избирателей Ростовской области.
    Избирателям, которые в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) не смогли бы проголосовать, была предоставлена возможность проголосовать досрочно в помещении соответсвующей участковой избирательной комиссии с 9 по 12 сентября 2015 года.
    На должность Губернатора Ростовской области по итогам окончания стадии регистрации кандидатов было зарегистрировано пять кандидатов: 1) Голубев Василий Юрьевич (выдвинут Ростовским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия"); 2) Емельянов Михаил Васильевич (выдвинут региональным отделением Политической партии "Справедливая Россия" в Ростовской области); 3) Колесников Иван Николаевич (выдвинут региональным отделением в Ростовской области Всероссийской политической партии "Партия пенсионеров России"); 4) Коломейцев Николай Васильевич (выдвинут Ростовским областным отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации"); 5) Новиков Иван Александрович (выдвинут Ростовским региональным отделением политической партии "ЛДПР").
    В соответствии с последними изменениями избирательного законодательства кандидатам на должность Губернатора Ростовской области необходимо было пройти муниципальный фильтр, то есть собрать в свою поддержку подписи не менее 257 депутатов районного уровня и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований.
    По выборам депутатов представительных органов муниципальных образований было выдвинуто 1094 кандидата.
    При этом город Ростов-на-Дону был единственным муниципальным образованием, в котором при выборах применялась смешанная избирательная система - 10 депутатов избирались по единому избирательному округу и 30 - по одномандатным избирательным округам. При этом всего по Ростовской области по одномандатным избирательным округам был выдвинут 941 кандидат, в том числе 675 кандидатов от семи политических партий ("Единая Россия", "КПРФ", "Справедливая Россия", "ЛДПР", "Патриоты России", "Яблоко", "Российская партия пенсионеров за справедливость!") и 266 кандидатов в порядке самовыдвижения.
    По итогам было зарегистрировано 860 кандидатов от политических партий (201 от "Единой России", 183 от "КПРФ", 139 от "Справедливой России", 92 от "ЛДПР", 3 от "Яблоко", 2 от "Патриоты России", 8 от "Российской партии пенсионеров за справедливость!") и 233 кандидата, выдвинувшихся в порядке самовыдвижения.
    По единому избирательному округу в городе Ростове-на-Дону от политических партий "Единая Россия", "КПРФ", "Справедливая Россия", ЛДПР зарегистрировано 125 кандидатов.
    В процессе проведения стадии регистрации кандидатов было отказано в регистрации 54 кандидатам, из которых 31 кандидат не предоставил необходимые документы на регистрацию, 24 кандидата отозвали заявления о согласии баллотироваться по собственному желанию, причем 3 из них не указали сведения о наличии судимости и сняли свои кандидатуры после извещения их комиссиями об обнаружении фактов судимости, 2 кандидатам (Зверево и Шахты) было отказано в регистрации по этому же основанию. Также регистрация 3 кандидатов была отменена в судебном порядке вследствие исков их конкурентов. Как следствие, следует отметить, что отказ в регистрации получили 23 кандидата (если не учитывать отозвавших свои заявления по собственному желанию и не сдавших документы кандидатов), а именно чуть более 2 процентов от общего числа кандидатов, что демонстрирует лояльное и равное отношение избирательных комиссий ко всем кандидатам и политическим партиям.
    При этом сложностей и проблем у кандидатов на должность губернатора Ростовской области не возникло, что свидетельствует, с одной стороны, о правильной подготовке в части информирования кандидатов об особенностях регистрационного процесса, лояльном отношении и профессионализме членов Избирательной комиссии Ростовской области, с другой стороны - о высоком уровне подготовки членов избирательных штабов кандидатов, а также отсутствии реальных конкурентов у действующего губернатора Ростовской области Василия Голубева и использование "муниципального фильтра", что детерминирует отсутствие необходимости применения некорректных методов, направленных на предупреждение регистрации нежелательных кандидатов.

    2.Обеспечение равенства участников избирательного процесса в период предвыборной агитации.
    В целом, избирательная кампания характеризуется низким уровнем активности зарегистрированных кандидатов на региональном уровне, что также можно объяснить отсутствием реальной конкуренции на губернаторских выборах.
    Предвыборная агитация и.о. губернатора Ростовской области Василия Голубева была сведена к активному распространению на территории Ростовской области агитационного буклета, размещению агитационных плакатов и иных материалов, а также участию в различных мероприятиях, которые освещались в средствах массовой информации, в рамках осуществления своих должностных обязанностей. Иные кандидаты проводили встречи с избирателями, а также размещали свои агитационные материалы на стендах избирательных комиссий Ростовской области.
    Инициативная группа "Объединение избирателей Дона" создала и разместила в сети интернет портал, который позволял в режиме on-line размещать информацию о нарушениях в ходе текущего избирательного цикла. "Карта нарушений", расположенная по электронному адресу http://karta-rostov.ru/, позволяла любому пользователю, заметившему нарушения в ходе избирательного процесса, оперативно поделиться информацией о нем с широкой общественностью.
    По итогам мониторинга стадии предвыборной агитации Комитетом "За честные выборы" было отмечено, что в список средств массовой информации, которые обязаны предоставлять бесплатную печатную площадь для проведения предвыборной агитации, не включены муниципальные газеты, что сужает количество источников информационного обеспечения выборов в Ростовской области. Была отправлена жалоба в Роспотребнадзор, по итогам которой муниципальные газеты были включены в перечень. Таким образом, вследствие деятельности нашего комитета было предупреждено возможное ограничение прав и свобод граждан Российской Федерации в части информационного обеспечения выборов.

    3.Обеспечение избирательных прав граждан Ростовской области в день голосования и при подсчете голосов
    Избирательная комиссия Ростовской области заблаговременно предприняла необходимые меры с целью обеспечения избирательных прав граждан - избирателей Ростовской области в день голосования. В частности, на избирательных участках было установлено оборудование для видео контроля хода голосования и подсчета голосов. При этом только в Ростовской области (из числа субъектов, в которых 13 сентября состоятся выборы) помещения для голосования были оборудованы веб камерами с возможностью трансляции хода голосования и подсчета голосов в сеть Интернет. Онлайн-трансляция хода голосования в сети Интернет была обеспечена из помещений 100 самых крупных из 2606 избирательных участков, расположенных на территории 55 муниципальных образований. Доступ к наблюдению был свободным, не требующим регистрации. Таким образом, каждый желающий смог наблюдать за ходом голосования и подсчета голосов в режиме реального времени, что, несомненно, способствовало обеспечению дополнительного общественного контроля и открытости процесса голосования.
    С целью повышения уровня обеспечения избирательных прав граждан, а также правопорядка во всех помещениях дежурили полицейские, казаки, народные дружины, наблюдатели.
    В списки избирателей по состоянию на 8 утра было включено 3 272 161 человек.
    В этот день работали 62 территориальные избирательные комиссии, 30 окружных и 2626 участковых избирательных комиссий (включая 17 временных).
    На 135 избирательных участках голосование проходило с использованием комплексов обработки избирательных бюллетеней. Помещения для голосования 100 избирательных участков были оснащены средствами видеонаблюдения и трансляции изображения.
    Работали более 26 113 членов УИК с правом решающего голоса, из числа которых около 62% процента были назначены по предложениям 23 политических партий, что свидетельствует о широком доступе к процессу формирования участковых избирательных комиссий представителей различных политических взглядов.
    В течение стадии осуществления голосования права всех участников, в том числе тех избирателей, которые в силу определенных причин, пожелали проголосовать вне помещения избирательного процесса, строго соблюдались.
    По каждому заявлению, поступившему от избирателей в избирательную комиссию, был организован выезд сотрудников участковой избирательной комиссии с переносным ящиком. Так, в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону, к одному из старейших избирателей города - 103 - летнему Свиридову Федору Кузьмичу, участнику Великой Отечественной Войны, прибыли члены участковой комиссии, предоставили возможность проголосовать, а также вручили торт и памятные подарки.
    Коалиция наблюдателей 8 сентября консолидировала усилия наблюдателей и ресурсы, которыми располагали такие общественные организации, как "Лига избирателей", "Комитет за честные выборы", Общественная палата Ростовской области, движение "Голос", Комитет гражданских инициатив, "Гражданский наблюдатель". Ростовское региональное отделение общественного комитета "За честные выборы!" отправило на участки порядка 100 наблюдателей. Кроме того всего в Ростовской области осуществляли общественное наблюдение за обеспечением избирательных прав граждан почти 500 наблюдателей от различных общественных объединений и политических партий непосредственно на участках и почти 200 человек в составах мобильных бригад. Взаимодействие с участковыми комиссиями проходило предельно корректно, никто никого не оскорблял, все старались беречь нервы друг друга, все понимали, что устали и члены комиссий, и наблюдатели. Нет ни одного случая, чтобы наблюдателя "выгнали" с участка, все получили копии протоколов об итогах выборов на своих участках.
    Наблюдателями был зафиксирован ряд незначительных нарушений, в частности, карандаши на столах у членов комиссии - по закону они могут пользоваться только шариковыми ручками или неправильное расположение сейфов на территории избирательного участка, большинство из которых устранялись на месте. Также некоторые наблюдатели столкнулись с противодействием со стороны отдельных членов участковых избирательных комиссий, которые пытались запретить проводить видео и фотосъемку, что разрешено законодательством. Эти разногласия также устранялись на местах в результате разъяснения положений избирательного законодательства. В целом, выявленные нарушения никоим образом не могли оказать какое-либо влияние на окончательные итоги волеизъявления избирателей.
    Как следствие, можно сделать вывод о том, что малозначительные нарушения, связанные с техническими особенностями осуществления избирательного процесса, а также спецификой поведения отдельных кандидатов и их представителей, были, однако в Избирательную комиссию Ростовской области жалоб не поступило, что свидетельствует об осознании всеми участками избирательного процесса того факта, что выборы состоялись, и они легитимны.